Мастер класс моя организация проектной деятельности


Мастер класс моя организация проектной деятельности

Мастер класс моя организация проектной деятельности

Мастер класс моя организация проектной деятельности



Разделы:

Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

Они классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и развития детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Методическая работа
в рамках проектной деятельности

Программа “Радуга, реализуемая в ДОУ, предусматривает значительное количество занятий с детьми о растениях, животных, строении Солнечной системы. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснения вместо наблюдения, совсем не присутствует опытно-экспериментальная работа, мало внимания уделено труду в природе. Дети получают много знаний, но она дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. “Программа рассчитана на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей” (В.А. Зебзеева).

Включение метода проектов в реализацию педагогического процесса позволяет нивелировать этот недостаток, активизируя самостоятельную поисково-познавательную деятельность детей.

Для успешной реализации проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение.

Одной из первостепенных задач на начальном этапе работы явилось совершенствование уровня педагогического мастерства. В организацию таких форм работы как “Творческая группа”, “Школа молодого воспитателя”, “Круглый стол” легли идеи ознакомления воспитателей ДОУ с передовым педагогическим опытом использования данного метода, а также адаптация этого опыта к деятельности учреждения. Анализ методической литературы, опыта коллег, констатировал, что метод проектов способствует развитию творческого начала дошкольника и взрослого, его вступлению в коммуникативные отношения. Педагоги получили теоретические и практические знания, пройдя курсы повышения квалификации на базе КРИПК и ПРО.

Направление потребовало новых методов и приемов работы с детьми, которые позволили бы заинтересовать детей, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а так же имели возможность усложнения.

Одним из первых в деятельности нашего ДОУ был социально-значимый проект “Будь здоров!”. Его цель: воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. В ходе его осуществления были решены следующие задачи:

  • создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с семьей;
  • воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Данный проект стал победителем в конкурсе социально-значимых проектов “Здоровый малыш” фонда развития городов Междуреченск и Мыски.

Создавая условия для организации детской проектно-экспериментальной деятельности, педагогами нашего учреждении разработаны проекты развивающей среды для всех возрастных групп с учетом уровня актуального развития зоны и ближайшего развития. Был организован конкурс “От фантазии к реальности” на лучший проект развивающей среды в группе, в котором активное участие приняли педагоги всех возрастных групп.

Его целью стало создание адаптивной среды в группах с учетом возраста и уровня развития детей, обеспечивающей полноценное и своевременное развитие и оздоровление воспитанников ДОУ.

По результатам защиты проектов, в соответствие с критериями оценки, представленными в положении о конкурсе, было отмечено, что оборудование развивающих уголков “Детская лаборатория”, “Экспериментирование”, “Природа”, “Умные книжки”, “Мастерская” и др. способствует развитию детского коллективного творчества, навыков экспериментирования и синтезирования полученных знаний и создает необходимые условия для детской проектно-экспериментальной деятельности.

Проектные методы широко используются нашими педагогами и для активизации и повышения эффективности работы с семьей воспитанников на основе взаимодействия.

Считаем важным, чтобы содержание и формы организации процесса взаимодействия с семьей были не только полезными, повышающими компетентность педагогов и родителей, но и интересными для них. Именно это побудило педагогов к поиску новых, нетрадиционных приемов и форм взаимодействия с детьми и их родителями. Этим требованиям как нельзя лучше отвечает метод проектов, который позволил наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей.

Проекты, созданные нашими педагогами, родителями и воспитанниками, представленные на конкурсе “Диалог с семьей” на лучший проект по организации сотрудничества, отличаются оригинальностью подачи материала, выдумкой и творческим подходом.

Метод проектов нашел свое отражение и в работе по сотрудничеству с социальными институтами “Социум микрорайона – ступенька в большой мир”. Работая над проектами по ознакомлению с социумом микрорайона дети и взрослые получают не только множество сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своим городом, малой родиной.

По завершении работы над проектами в этом учебном году проведен педагогический совет “Технология организации взаимодействия с социальными институтами по развитию познавательной деятельности детей”, на котором педагоги обменивались опытом, представили презентации своих проектов с папками достижений своих воспитанников, детскими и взрослыми коллективными работами, мини-вернисажами пр.

Таким образом, методическая работа в рамках проектной деятельности способствовала выработке исследовательских умений педагогов, сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектная деятельность качественно повлияла на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма работников ДОУ.

Взросло-детские проекты

Содержание проектной взросло-детской деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии к объектам социальной среды, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела и др.)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

В младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желание пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, мы разработали поэтапный план-схему осуществления проекта, где отразились наиболее яркие формы работы по данному направлению. Для детей этот алгоритм мы перевели в схему реализации проекта, моделирующей коллективную творческую деятельность. Совместно с детьми выстроили последовательность реализации проекта, продумали фигуры-знаки, обозначающие определенное действие. ()

Начало работы над проектом определяет возникшая в процессе деятельности проблема. Самостоятельно, либо прибегнув к помощи педагога, дети определяют цель проекта, прогнозируют результат. Объединение в группу может возникнуть по разным причинам. Это и общие интересы, и помощь товарищам и другие. На следующем этапе, объединившись в группу, дети решают к кому обратиться за помощью, где можно найти интересующую информацию, вступая в коммуникативные отношения. Педагог принимает равноправное участие, ненавязчиво направляет действия детей, предлагает оптимальные варианты сбора информации. Это может быть совет обратиться за помощью к родителям, рассмотреть иллюстрации, книги и т.д. Происходит обогащение опыта детей. На следующем этапе совместно с педагогом обобщается собранная информация. Все ответы детей фиксируются либо в тетрадь, либо в альбом педагогом или воспитанниками. Сосредотачивается внимание на том, что все сообща получили максимальную информацию об объекте. Далее идет этап планирования. Выбираются средства, способы действия, распределяются роли. Последний этап – завершение реализации проекта, где подводится итог работы, соотносится готовый результат с планируемым.

Ролево – игровой проект для взрослых и детей туристической пешеходной прогулки “В город пожаловала осень!” был реализован в рамках образовательного проекта “Здоровье маленького горожанина”. Его цели: формирование хорошего состояния здоровья и воспитание гражданина своего города.

Задачи проекта:

  • повышение выносливости, сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;
  • совершенствование основных видов движения;
  • развитие творческой активности, познавательных процессов;
  • воспитание потребности узнавать о природных ценностях родного города.

“Детская” задача проекта: сбор фактов, подтверждающих наступление осени.

Презентацией работы по проекту стали: альбом иллюстраций “Краски осени”, конкурс чтецов среди детей подготовительных групп “Здравствуй осень, подруга моя дорогая”, выставка рисунков детей “Город осенний”, сборник рассказов детей об осени, эскизы детей для оформления музыкального зала, совместное с родителями развлечение “Кафе “Осенние мотивы”.

Работа в рамках данного проекта проводится с детьми и их родителями ежегодно, результаты деятельности были неоднократно представлены на городских и региональных конкурсах. Награждены почетной грамотой в городской конференции по нравственно – патриотическому воспитанию “Воспитание маленького горожанина”, благодарственным письмом на городском конкурсе методических материалов к образовательной программе “Я и город”, благодарственным письмом городской научно-практической конференции “Образование – забота общая”.

Проект “Диалог с семьей” рассматривается нами как часть работы по сотрудничеству семьи и дошкольного учреждения и представляет собой тематический цикл творческих проектов с участием родителей и воспитанников.

Цель проекта:

Повысить качество отношений “семья – детский сад”.

Задачи проекта:

  • повышение педагогической культуры родителей и воспитанников детского сада;
  • привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности;
  • определение рои семьи в формировании нравственно-этических ценностей личности ребенка.

Предполагаемым результатом от внедрения данного проекта является:

  • улучшение взаимодействия воспитателей и родителей;
  • создание содружества в структуре “семья – группа – детский сад”;
  • активизация традиционных и современных форм работы с семьей.

Проект включает в себя следующие направления:

1) рисуем “Портрет семьи” - создание “визитной карточки семьи”;

2) создаем “Семейное древо” - оригинальное представление родословной;

3) организуем “Сладкий вечер” - представление семейных рецептов, полученных по наследству;

4) создаем “Альбом семейных историй и традиций” - собрание занимательных историй, связанных с процессом воспитания в семье.

Данный цикл проектов при условии тщательной подготовки каждого из них, последовательно реализуется в группах детей в течение года.

Работа над проектом строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении книжек - самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления и дизайна группы. С их помощью воспитатели приобрели познавательную литературу для детей.

Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка.

Дошкольники учились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектной деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Используемая литература

  1. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу “Управление ДОУ”. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  2. Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. [Текст]/ Т.Н. Ильина // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический журнал. – 2008. № 1. – С. 75–77.
  3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
  4. Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, - С. 8–12.
  5. Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. [Текст] / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007. № 1. – С. 64–73.
  6. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / И.В.Цветкова, Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 192 с.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596436/


Мастер класс моя организация проектной деятельности

Мастер класс моя организация проектной деятельности

Мастер класс моя организация проектной деятельности

Мастер класс моя организация проектной деятельности

Мастер класс моя организация проектной деятельности

Мастер класс моя организация проектной деятельности

Мастер класс моя организация проектной деятельности

Мастер класс моя организация проектной деятельности

Новое на сайте: